01:50 

утка-пароход
Беспечный едок
Выложу-ка я свою Сложную Педагогическую Ситуацию.

Я читала МХК в 10А классе. Мы с классом еще не были знакомы, это было мое первое появление у них на уроке. Я читала им раннехристианское искусство. Оказалось что ребята не знают ничего о религии, плохо понимают что изображено в сценах библейских сюжетов и кто есть кто. Я четко и терпеливо объясняла им все что нужно в течении всего урока, и в самом конце я вежливо попросила учащихся выделить время и прочесть детскую библию, чтобы мы могли не тратить время на долгое объяснение того, что изображено на картине/иконе/фреске и чтобы я им не объясняла кто такие Иисус и Богородица. Должна отметить, что класс состоял из совершенно разных ребят, разной этнической принадлежности, и, как я в связи с этим предположила, различных вероисповеданий.
До этого в течение урока я обратила внимание на молодого человека, сидящего на первой парте, прямо передо мною. Что-то в его внешности и лице подсказывало мне, что передо мною человек, от которого можно ждать сюрпризов. Так оно и произошло.
После высказанного мною пожелания о прочтении Библии, он поднял руку.
-А вам не кажется что чтение Библии, и вообще, обращение к религии должно идти от самого человека, по собственному желанию, изнутри?
Класс, до этого тихонько гудящий, замер, повисла мертвая тишина. Я поняла, что вопрос абсолютно провокационный, своего рода ловушка. Не нужно рассказывать, сколько копий было сломано в обсуждении этичности предмета «религиоведение», и насколько чувствительна эта тема сейчас, в современном мире. Так же ситуация усложнилась, тем, что часть класса являлась мусульманами. Нужно было думать быстро. Не ответить на вопрос я не могла, но при этом мне нужно было соблюсти максимальный нейтралитет, чтобы избежать обвинения в навязывании определенной религии на уроке и не задеть ничьи чувства.
-N, - сказала я, - пойми пожалуйста, что моей целью не является обратить вас в какую-либо веру. Однако, сейчас мы изучаем христианское искусство, и будем изучать его еще долго, так как до определенного момента искусства как светского явления не существовало в принципе, оно целиком было религиозным. Это наше наследие, хотим мы этого или нет, и мы должны его знать. А чтобы заниматься его изучением, нам нужно понимать что происходит на картинке ,верно? Вот представь, у тебя есть огромная географическая карта, испещренная кучей различных значков, каждый из которых что-то обозначает. Если у тебя не будет легенды карты, разъясняющей значение каждой пиктограммки, каждой линии, ты ничего на карте не поймешь, правда ведь? Вот и здесь то же самое. Я ответила на твой вопрос?
Получив утвердительный ответ, я вернулась к окончанию урока. Впоследствии учительница сказала мне ,что N весьма сложный юноша, которого взяли в 10 класс при условии что он будет вести себя нормально, и предупредила что от него могут быть проблемы. Однако, впоследствии он вел себя на моих уроках очень хорошо и не доставлял никаких трудностей, и даже был весьма заинтересован в рассказываемым мною материале.
Сейчас, анализируя произошедшее, я понимаю, почему так получилось. Интуитивно я выбрала один из наиболее оптимальных путей выхода из ситуации. Я не ушла от неудобного вопроса, я не высказала слабости или незнания. Однако, я и не поддалась на провокацию. Я отнеслась к N с уважением, как к равному себе умному человеку, и дала ему конкретный ответ. Я спокойно заставила его взглянуть на ситуацию под неожиданным углом, который тем не менее подчиняется всем законам логики и разума. И в ответ на высказанное уважение к нему, я получила уважение к себе.
Я еще раз убедилась ,что предмет нужно знать очень хорошо, нужно всегда знать больше чем нужно ,потому что ученики могут задать вопросы, а некоторые личности могут задать провокационные вопросы. Нужно не бояться этих вопросов, а обращаться при ответе к разуму ученика, и помимо ответа на его вопрос, провести его по причинно-следственной связи, ответить ему на вопрос «почему оно так?», и доказать свою точку зрения.
Нельзя игнорировать учеников – иначе будет потеряно их уважение к учителю, а ты себя просто-напросто дискредитируешь раз и навсегда.

URL
Комментарии
2012-03-21 в 10:39 

утка-пароход
Беспечный едок
Как-то так.

URL
   

Пост-травматический театр

главная